Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Опыт издания журнала «Полярная звезда»Опыт издания журнала «Полярная звезда» как одна из возможных форм повышения мотивации учащихся и активизации научно-исследовательского процесса в школе.
Проблема мотивации учащихся в процессе обучения в силу ряда объективных причин с каждым годом становится все актуальнее. Но, несомненно, ее актуальность увеличивается обратно пропорционально количеству учащихся в учебном заведении: в учебных заведениях с большим количеством учащихся снижение мотивации у учащихся не столь заметно и катастрофично, как в учебных заведениях с малым количеством учащихся. В последнем случае тут уж каждый ученик на счету: ведь для каждого учебного заведения количество проводимых мероприятий примерно одинаково. А тут еще и одинаковое количество предлагаемых конкурсов на самых различных уровнях. В итоге, на долю каждого ученика школы с малым количеством учащихся приходится гораздо больше внеурочной деятельности, чем на долю ученика школы с большим количеством учащихся. И в этих условиях приходится искать эффективные способы повышения мотивации учащихся. Каким же образом можно повысить мотивацию у учащихся и активизировать научно-исследовательский процесс в таких школах? На первый взгляд, самым простым и приемлемым способом является создание научных обществ учащихся. Но, далеко не у всех учащихся есть склонность к научно-исследовательской деятельности, что называется в «чистом виде» - отнюдь не все учащиеся способны плодотворно заниматься поисковой деятельностью, самостоятельно или в группе реализуя какой-либо научно-исследовательский проект. И для этих остальных учащихся традиционная форма проведения НОУ приведет не к повышению, а к понижению учебной мотивации, стимулирует их заниженную самооценку, сформирует следующие крайне вредные установки: «у меня ничего не получается; я глупее других, поэтому нечего и пытаться; меня не замечают, видя только успешных моих товарищей». Все это может привести к формированию комплекса неудачника и к полнейшему отсутствию мотивации: «Раз так, то вообще хожу в школу из-под палки, отсиживаю там положенные часы, но учиться – так скучно и неинтересно!». Чтобы избежать этого, мы и решили на базе школьного НОУ «Поиск» организовать выпуск электронного журнала «Полярная звезда». Выпуск электронного периодического издания, в отличии от печатного, доступно любому учебному заведению, поскольку не требует никаких материальных затрат. Мы исходили из того, что каждый ученик – это прежде всего неповторимая индивидуальность, каждая индивидуальность в чем-то успешна, и эти индивидуальности равнозначны между собой. В процессе подготовки и выпуска журнала среди учащихся не оказалось «лишних»: ребята поняли, что каждый может приносить какую-то пользу. Научно-исследовательской деятельности учащихся посвящена только одна из рубрик журнала – рубрика «Наукоград». В рубрике «Визави» мы рассказываем о ком-нибудь из учащихся, рубрика «Перекресток» представляет собой подборку материалов Интернета на интересующие учащихся вопросы. Рубрика «Terra Incognita» посвящена творчеству учащихся. В итоге, практически все оказались при деле: ведь если не всем под силу участвовать в научно-исследовательских проектах, то каждый, к примеру, в состоянии подготовить подборку материалов Интернета, каждый может оказаться героем рубрики «Визави», а кто-то может проявить себя и с творческой стороны. Создание журнала, несомненно, пошло на пользу ребятам. В подростковом возрасте особенно остра потребность в признании окружающих, публикация в журнале дает возможность такого признания. Учащиеся, состоящие в редколлегии, с удовольствием пробуют себя в новой, доселе незнакомой для себя роли – журналистов, берут интервью как у наших педагогов для рубрики «Говорят старшие», так и у своих сверстников. Процесс подготовки и выпуска журнала сплотил ребят своей общей целью, достижение которой требует личного вклада каждого из них. А главное, на мой взгляд, достижение в том, что у учащихся таким образом повышается уверенность в собственных силах, что является основой для последующего формирования менталитета человека успешного. В итоге, создание журнала «Полярная звезда» повысило мотивацию учащихся и заложило основу для активизации научно-исследовательского процесса. Журнал "Полярная звезда № 6-7" Журнал "Полярная звезда № 15-16"
|
Поиск
Календарь
Архив записей
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||